Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:51, 27 января 2011

Военная безопасность и обороноспособность Республики Казахстан на современном этапе

Blog post image

 

Руслан ЖАНГАЗЫ

директор Центра регионального прогнозирования


Состояние военной безопасности и обороноспособности нашего государства определяется совокупностью факторов и процессов, связанных с заблаговременной подготовкой всей страны к вероятной войне.

Как предполагалось ранее, интенсивность и диапазон военных угроз нисколько не уменьшился, однако в новых военно-политических, экономических и технологических условиях они видоизменились. Угрозы военной безопасности стали более непредсказуемыми и ухищренными.

Особую тревогу вызывает то, что ни один соответствующий государственный орган не сможет гарантированно исключить возможность того, что мы уже не сумели зафиксировать начало приготовления иностранного государства или коалиции государств к войне нового поколения, способной нанести ущерб нашим национальным интересам.

Скрытые мировые процессы, наносящие ущерб военной безопасности и обороноспособности Казахстана, могут сопровождаться мероприятиями, не связанными, на первый взгляд, с угрозой военного нападения, в том числе бесконтактным способом.

В условиях стратегического транзита ведущих военно-политических держав к так называемым «войнам нового поколения» в основу военного строительства Республики Казахстан должны лечь последние достижения и разработки военной науки, военного искусства и военного планирования.

Новая ступень эволюции войны предполагает тотальное изменение его концепции, на современном этапе военные стратеги прогнозируют протекание военного конфликта в форме высокоинтеллектуального противоборства боевых машин и систем. Непосредственное участие человека в военных действиях будет максимально ограничено – живая сила в новой войне перевоплощается из «исполнителя» в «менеджера войны».

При этом военная реформа в наших условиях фактически сводиться только к «трансформации» Вооруженных Сил, к тому же, продолжает ориентировать армию на выполнение боевых задач вчерашнего дня.

Эффективное предупреждение подготовительных военных мероприятий армий иностранных государств и вражеских устремлений в отношении нашей республики становится возможным только при формировании новой, более консолидированной системы обеспечения военной безопасности.

Что нам для этого нужно?

Во-первых, понимание того, что подготовка страны к вероятной войне – это общегосударственная задача. Не только Министерство обороны и Комитет начальников штабов, но и все остальные центральные государственные органы под общим руководством Совета Безопасности должны принять участие в подготовке страны к вероятной войне.

Во-вторых, в высокой степени централизованный орган военно-стратегического управления, который сумеет сконцентрировать все виды и рода Вооруженных Сил, а также играть более активную координирующую роль в отношении других войск и воинских формирований в интересах военной безопасности.

В-третьих, концепция модернизации системы обеспечения военной безопасности, учитывающая требования подготовки страны к войнам нового поколения.

С учетом изложенного предлагается разработать комплекс мероприятий, направленных на создание концептуальной основы для перехода сил и средств обеспечения военной безопасности на модель высокотехнологической обороны, первостепенного развития человеческого капитала Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, концентрации всех компонентов военной организации государства.

Первое направление – военная стратегия и доктринальное обеспечение. Уже сейчас мы живем в то время, когда сначала скрытно, а затем и открыто будут уходить в прошлое нынешние поколения Вооруженных Сил. На смену им придут принципиально новые войска, системы вооружения и военные технологии. Соответственно, в первую очередь, подвергнуться кардинальной ревизии наиважнейшие руководящие и планирующие документы государства по вопросам военной безопасности и обороны.

Наиболее вероятно, что теоретическую базу для осуществления указанного перехода составит концепция «шестого поколения войн». Военные эксперты выделяют несколько ключевых ее положений:

  • минимизация потерь живой силы путем применения высокоточных средств поражения и осуществления военного нападения бесконтактным способом;
  • широкое и активное применение сил и средств информационной, психологической и радиоэлектронной борьбы;
  • основной театр военных действий смещается в воздушно-космическое пространство;
  • политическая цель – не тотальное разрушение государства, а, в основном, объектов его экономики и военной инфраструктуры.

Тем самым, очевидна необходимость пересмотра процесса стратегического и оперативного планирования, следует перевести его на системную военно-научную основу. В последующих военных доктринах и стратегических планах Министерства обороны нужно учитывать эти положения.

Военное строительство государства должно соответствовать задачам войны будущего и учитывать, что структуру Вооруженных Сил также ожидает некоторая трансформация.

Во-первых, интенсивное развитие новых интегрированных боевых систем будут постепенно снижать роль сухопутных войск, так как необходимость проведения наземных операций сводится к нулю.

Во-вторых, будет повышаться роль войск воздушно-космической обороны, в долгосрочной перспективе следует рассмотреть возможность формирование его как отдельного рода войск.

Второе направление – люди, новые организмы и технологии. Казахстанский офицер XXI века должен стать отражением мощи нашего государства – в совершенстве владеть военным делом, новейшим вооружением и информационными технологиями.

В современных условиях, когда вооруженные конфликты характеризуются высокой активностью и интенсивностью, скоротечностью и предельной напряженностью, широким применением сил и средств информационной и психологической борьбы, морально-волевые качества отдельно взятого военнослужащего являются стержневым фактором при выполнении им поставленной боевой задачи.

Анализ опыта некоторых локальных войн подтверждает, что значительная часть оперативных задач будет выполняться до применения собственно средств вооруженной борьбы.

Боеспособность войск, а в ряде случаев ход и исход войны определяются моральным духом и психологической устойчивостью личного состава, участвующего в военных действиях, его внутренней убежденностью в правоте своего дела, сознательной готовностью к безусловному и четкому выполнению боевых задач. Тем самым, в современной войне резко усиливается значение человеческого фактора.

Нужно сбалансировать акценты государственной политики укрепления Вооруженных Сил в сторону усиления непосредственно человека, на развитие его внутренней силы и веру в самого себя. Именно человек управляет оружием, а не наоборот.

В то же время наиболее могущественные армии иностранных государств уже сегодня ориентируются на разработку, испытание и внедрение кибернетических технологий, в том числе ведущая роль отводится роботам военно-специального назначения.

Робот – это основной солдат «войны нового поколения». По имеющейся информации, экономически развитые государства мира уже ведут работы по созданию подразделений роботизированной техники, способных выполнять узкоспециальные ограниченные боевые задачи.

Предлагается рассмотреть возможность формирования суперсовременного подразделения Вооруженных Сил по примеру американских бригад «Страйкер» с последующим укрупнением его состава.

Существенно меняется концепция взаимодействия между человеком и оружием в сторону усиления самостоятельности военной техники путем повышения научной «начинки» и внедрения автоматизированных систем разведки и управления войсками, которые минимизируют участие людей в координировании боевыми операциями.

Наблюдается интенсивное накопление высокоточных средств поражения, так называемого «умного оружия» и оружия на новых физических принципах.

Системы высокоточного оружия представляют собой органическое сочетание высокоэффективных средств разведки, управления и поражения.

На вооружение ведущих стран мира уже поступают новейшие виды систем оружия, главным отличительным признаком которых является реализованный принцип «выстрел – поражение», то есть они обладают способностью гарантированно поразить цель одним выстрелом, в любое время суток, в сложных метеорологических условиях и интенсивном противодействии со стороны противника.

Особенности боевого применения высокоточного оружия предполагают наличие:

  • единых разведывательно-ударных комплексов, интегрирующих разноплановые средства вооруженной борьбы;
  • глобальных военных систем командования, управления, разведки и связи;
  • командных пунктов космического и воздушного базирования для целеуказания ударов;
  • высокоэффективных беспилотных самолетных средств стратегической разведки с большой продолжительностью полета.

Эффективное управление указанными ресурсами позволит Вооруженным Силам решать боевые задачи по нейтрализации угроз военной безопасности нового поколения.

Третье направление – система военного управления. Дальнейшее совершенствование деятельности стратегических органов военного управления – Министерства обороны и Комитета начальников штабов – одно из важных задач военного строительства Казахстана.

В целях укрепления Верховного Главного командования – высшего военно-политического органа руководства Вооруженными Силами в военное время – представляется целесообразным усилить его рабочий орган – Комитет начальников штабов.

Особого внимания требует вопрос повышения его координирующей роли в военной организации государства, возможно, для этого требуется создать на его базе Объединенный комитет начальников штабов. За годы независимости в результате реформ Генеральный Штаб – стратегический орган подготовки всей страны к войне – лишился многих функций и утратил былое значение, что непозволительно в условиях сохранения военных угроз.

На современном этапе в конституционном порядке Комитет начальников штабов неспособен эффективно воздействовать на другие государственные органы в интересах военной безопасности. В результате этого слаженность и оперативность взаимодействия государственных органов по обеспечению военной безопасности и обороноспособности снижается.

Объединенный комитет начальников штабов мог бы устранить эти вопросы, прежде всего включением в его состав – Комитет начальников штабов Министерства обороны, Комитет начальников штабов других войск и воинских формирований, Комитет начальников штабов видов и родов Вооруженных Сил.

Представляется целесообразным укрепить указанную структуру подразделением военного мониторинга, анализа и моделирования военных конфликтов в составе не ниже департамента.

* * *

Ошибки и просчеты военного строительства исправляются лишь на поле боя и, безусловно, только большими потерями.

0
1813
1