МАФ, maf (mass air flow (sensor)), датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) - устройство, предназначенное для оценки количества воздуха, поступающего в двигатель автомобиля.
Лямбда, лямбда-зонд, λ-зонд — датчик кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Сигнал используется системой управления для поддержания оптимального (стехиометрического, около 14,7:1) соотношения воздух/бензин в камерах сгорания. В стехиометрии — λ = (реальное к-во воздуха) / (необходимое к-во воздуха).
- λ=1 — стехиометрическая (теоретически идеальная) смесь;
- λ>1 — бедная смесь;
- λ<1 — богатая смесь (избыток бензина, воздуха не хватает для полного сгорания).
МАП, MAP (manifold absolute pressure(sensor)), BP(barometric pressure (sensor)), ДАД-сенсор - датчик абсолютного давления измеряет вакуум во впускном коллекторе.
Блоу-офф, блоуофф-клапан, blowoff valve (BOV) - клапан избыточного давления, открывается в результате образовании высокого давления во впускном коллекторе, при закрытии дроссельной заслонки или резком падении оборотов двигателя. Присутствует в большинстве турбированных двигателей. Особенность клапана blow-off, в том что он выпускает избыточное давление в атмосферу, издавая характерный "пшикающий" звук, в отличии от клапана bypass (compessor bypass valve, CBV), который возвращает газы обратно во впуск минуя ДМРВ, но до компрессионной крыльчатки турбины.
Вестгейт, wastegate - регулировочный клапан через который выхлопные газы идут в обход турбины.
Буст-контроллер, boost-controller - устройство позволяющее делать корректировки давления наддува, с помощью индукторного двигателя (соленоид) он регулирует максимальное давление наддува.