место в рейтинге
  • 52692
  • 188
  • 11
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Свет (Статья 2)

Я начал немного сумбурно, пару дней писал не останавливаясь, но результата добился лишь одного: я получил представление о порядке статей, о развитии повествования, и все. Так как написание этих статей служит для меня весьма и весьма предварительной подготовкой к книге, этакой разведкой боем, то не считайте это “законченной академической монографией”, а скорее легким, ни к чему не обязывающим повествованием, служащим лишь двум целям: привести в порядок мысли автора, да предоставить эту кашу информации, которую читатели по возможности переварят и дадут свои язвительные, но меткие замечания. Кроме того, я, естественно, планирую делать полностью новые снимки для этой книги, так что некоторые фотографии вытащены мною из очень дальнего ящика, так что к некоторым из них, призванным проиллюстрировать мои слова, прошу отнестись снисходительно.

Итак, план статей:
В последующих статьях мы будем сначала снимать жестким светом, стараясь делать это одним источником, поймем рисунок на лице, потом будем постепенно смягчать различными способами свет, обращая внимание в первую очередь на лицо, потом добавим заполняющий свет, пробежим по разнообразному использованию моделирующего света, потом будем пробовать освещать фон, потом соберем все это воедино, затем перейдем к поясной фотографии, затем к ростовой (условные определения, главное отличие, это опора на пол, т.е. связывание теней с моделью), затем поговорим о различных эффектах, необычных источниках света, фильтрах, креативном использовании света, смешанном свете. Уф!!! И многом-много другом!
Я буду в основном говорить о свете - это и есть тема этого набора статей, но чтобы оживить сухое повествование, буду отвлекаться на смежные темы, цитировать других фотографов, вспоминать занятные случаи.

Итак, мы разобрались с тем, что любой источник света обладает набором неких характеристик, а что эти характеристики не пустой набор цифр, а вполне видимые, и знание и понимание их позволит нам легко управлять светом, понимать его, создавая в итоге красивые фотографии. 
Вообще, я рекомендую фотографам найти время в студии и, поставив какой-нибудь предмет в метре от стены, направить источник света на этот предмет и стену и сделать набор фотографий, используя различные аксессуары: все рефлекторы, софтбоксы, зонты, тарелки, соты, фильтры. Просмотрите эти фотографии, по рассматривайте тени, границы, распределение света, и много-многое другое. Поверьте, за пару часов вы получите такую кладезь информацию, что любые рассуждения неких фотографов-теоретиках о “красоте света”, о том, что “софтбоксы Profoto светят красивее других” не будет вызывать у вас ничего, кроме снисходительной улыбки. У света нет красоты - есть набор физических характеристик, которыми мы и управляем. 

Мы договорились, что начинаем с жесткого света.
Тогда, давайте еще раз посмотрим на такую характеристику света, как жесткость.
Определим две грани - два полюса.
Жесткий свет - солнце, свет лампы, прожектор, фонарь, фары автомобиля. Т.е. что-то резкое, жесткое, подчеркивающее фактуру, объем, свет, ярко передающий цвета, создающий глубокие тени.
Мягкий свет - пасмурная погода, сумерки, дневной свет из окон. Он обволакивает, скрывает фактуру, смягчает цвета, уплощает, разглаживает объем, создает спокойствие, умиротворение.

Поэтому, когда я хочу подчеркнуть фактуру лица модели, подчеркнуть ее красоту, создать яркую, драматическую картинку, я выбираю жесткий свет. Этим же обрекаю себя на необходимость очень тщательно, очень ювелирно оперировать со светом, ведь иногда сдвиг источника света на пару сантиметров в корне меняет картину. С другой стороны, когда я вижу, что модели не идет жесткий свет, я стараюсь все больше и больше снимать мягким светом, модель становится похожа на ту, которую привыкла себя видеть в зеркале, она для самой себя становится "узнаваемой". Жесткий же свет - это уход от привычного восприятия модели, чего многие, в основном в частных заказах, не хотят.

Есть еще один аспект выбора между жестким и мягким светом. Его можно определить такой не совсем приятной фразой: “Жесткий свет красивых моделей делает красивее, некрасивых еще некрасивее” Увы, как это не печально и не жестоко, но это так. И работает в 95% случаев. Поэтому, если я делаю съемку модели, я скорее буду увлекаться схемами с жестким светом, если это частная съемка, или съемка девушки, “считающей, себя моделью”, у меня будут превалировать мягкие софтбоксы или что-то вроде того.

Итак, начинаем с одной из моих любимых световых схем с верхним фронтальным жестким светом. Это одна из самых красивых схем света, но как мы говорили, идет она далеко не всем, поэтому я и опишу немного свой взгляд на эту схему. Здесь модель смотрит в камеру, ее лицо повернуто на камеру, свет расположен сверху фронтально. Естественно какие-то отклонения от идеальной линии возможны, но когда боковая тень от носа станет выраженной и тем более достигнет тени на щеке мы будем говорить уже о боковом свете, и это уже совсем другая история.
Посмотрим на эту фотографию.

Мы видим как фронтальный свет красиво лег на лицо: прекрасно структурировал волосы, подчеркнул линию бровей, обозначил объем губ, даже немножко большая тень под носом не смущает в данном случае, потому что она не выделяется на фоне глаз и губ (ну, если не присматриваться :-) Тень на шее, повторяющая линию подбородка, придала фотографии некоторую монументальность, а небольшая тень на фоне придаёт (или вернее сохраняет) объем рисунка. Фотография намеренно немного пересвечена, плечи уходят уже в 100% пересвет, это еще больше придает драматизма, монументальности фотографии. Модель смотрит уверенным взглядом и всё это создает образ уверенной в себе, красивой, сильной, доминирующей девушки. И здесь жесткий фронтальный свет отработал на 100%.

Вообще, вопрос о доминировании модели на фотографии - это отдельный, очень важный вопрос. Мне нравится термин “доминировать”. Я к этому стремлюсь каждую секунду. К тому, чтобы модель доминировала над всеми, чтобы не фотограф доминировал над моделью. Я имею ввиду в образах, а не в стиле общения на съемочной плошадке. Как мне сказал один известный фотограф: “Мы их и снимаем то с полу, чтоб они доминировали над нами, а вовсе не за тем, чтобы ноги были длиннее, их мы удлиним в Фотошопе". В этой шутке есть громадная доля истины, и я думаю мы еще вернемся к этой теме.

Но, не смотря на всю кажущуюся простоту и распространенность, это - одна из самых сложных световых схем для фотографа. Когда ты начинаешь играть ракурсами, играть положением головы, таскать свет из стороны в сторону мы получаем в руки на порядок больше инструментов, а здесь только 2: высота рефлектора и наклон головы. Поэтому, здесь важно найти идеальный наклон головы модели и высоту рефлектора (иногда сантиметры оказывают решающее значение), именно это определяет, как ляжет свет на модель.

Попробуйте сразу сделать десяток фотографий, проведя дугу рефлектором от уровня камеры до почти вертикального положения над головой модели, затем еще десяток фотографий, поставив рефлектор где-то на 45 градусов над головой модели и попросим ее сначала наклонить голову вперед, посмотреть на вас исподлобья, а затем постепенно поднимать голову вверх до тех пор, пока она видит вас взглядом.

Да, 95% из того, что получится, будет полным ужасом, но вы получите не сравнимый ни с чем результат:
Во-первых, вы получите сразу ответ, стоит ли продолжать с такой схемой света (иногда усилия бывают напрасны, и надо быстро переходить к другим схемам),
Во-вторых, если стоит, то вы наверняка увидите там, просматривая снимок за снимком, несколько удачных решений, подсказок.
На всё должно уйти минуты 2-3, на просмотр минута. Я, конечно немного утрирую, я могу уже на первом снимке сказать себе - “всё, хватит, давай пробовать другой свет”. Но вы пробуйте, через нескольких таких простых упражнений вы начнете уже гораздо легче и главное быстрее понимать, и обозначать себе направления следующих шагов.

Вот, к примеру фотография, где мною было выбрано наклоненное вперед положение головы, взгляд исподлобья, для того чтобы сохранить светотеневой рисунок, я опустил лампу очень низко, рефлектор находится чуть выше камеры. Это пример того, когда просмотрев множество вариантов, я выбрал один из самых подходящих ракурсов и уже здесь работал со светом, подбирая необходимый угол.

Итак нашли положение, смотрим что тень от носа не достигает верхней губы, глаза не проваливаются в тёмные пятна, нет каких то неприятных теней. Смотрим на тень от волос, на скулы, на носогубные складки, на тень от подбородка. Если на некоторых фотографиях она (тень от подбородка) усиливает драматизм, монументальность фотографии, слившись с тенью на стене и превратившись в некий постамент, основание фотографии. В других случаях эта тень может превратится в черный ошейник, и надо очень внимательно смотреть на этот участок: тень на шее, положение плеч, их соотношение с тенями на стене, иногда именно решение этой задачи придает изящность фотографии, добавляет ей основание, опору, завершенность, и избавляет ее от бытовой банальности.

И если вы решили для себя, что такой свет идет модели, то все - пришло ваше время делать гениальные фотографии, набивать фотографии десятками, сотнями, прося модель немного двигаться, анализируя каждый шаг. Я считаю что такая манера съемки, когда ты набиваешь сотни кадров - это лучшее решение. Модель не должна ждать. Вспышка с шагом в 1 секунду завораживает ее, она расслабляется, она не видит вас, она ослеплена, она не слышит от вас дурацких команд типа: "Ну изобрази какую-нибудь эмоцию", она остается одна на один с камерой, она работает уже сама с собой, не видя вас, и ваши легкие подсказки “Подбородок чуть вверх, плечо влево" это уже советы сильно заинтересованного, но не вмешивающегося в процесс, не подавляющего ее человека. Это ее игра, и дайте ей в нее наиграться. Результат превзойдет все ожидания. Но я думаю, я немного отвлекся...

(продолжение следует...)

Ваш, Олег Титяев

19-20 февраля 2011 года (суббота, воскресенье) в Алматы на базе фотостудии Barbstudio пройдет двухдневный мастер-класс одного из ведущих фотографов России Олега Титяева.

http://www.tityaev.ru/

Цены в ЛС. Дополнительная информация по телефону - +7 701 272 4780 или по почте - borodino@barbstudio.com

Константин Kostik_sapper
7 января 2011, 18:24
1625

Loading...

Комментарии

познавательно! спасибо!
можно цену на МК в личку и более подробно о темах, которые будут затронуты на МК?

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Многие клиенты, вздыхая о харамном ссудном проценте местных банков, сокрушались по поводу отсутствия у нас халяльного кредитования. Поддержка исламского банкинга на уровне МФЦА есть...
DanaJarlygapova
24 марта 2017 / 18:28
  • 15409
  • 50
Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Первую пересадку сердца Рокфеллер пережил в 1976 году на 62-м году жизни. Последнюю пересадку ему сделали в августе 2016 года. Пересадка сердца такому старому пациенту не имеет аналогов...
Timur_Tregulov
21 марта 2017 / 23:10
  • 6992
  • 52
Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

LG Electronics объявляет о начале предварительного заказа онлайн на новый смартфон LG G6. Оформить предзаказ можно на сайтах магазинов электроники до 16 апреля 2017 года.
LG Electronics
24 марта 2017 / 14:20
  • 4762
  • 0
Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Мои волшебные 9 месяцев протекали в новой среде и далеко от всех родственников и подружек. Никто из моих знакомых в США на тот момент не успел обзавестись малышом, поэтому мне не с кем было...
Zarema_
23 марта 2017 / 9:25
  • 4481
  • 16
Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Париж, Рим, Барселона, Лондон, Алматы, Венеция – выберите город, который на ваш взгляд кажется лишним в этом списке. Если бы не было слова "урод", было бы легче определиться?
corridere
21 марта 2017 / 14:59
  • 4624
  • 75
Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Шестиминутный ролик про строительство автомобильной дороги в США - это как острый нож в пузо нашим чиновникам. Они же подавятся бешбармаком, увидев его! Похлеще любого пропагандистского фильма...
Timur_Tregulov
24 марта 2017 / 11:26
  • 3878
  • 32
Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Многие уверенны на 100%, что сказка «Красавица и Чудовище» - это интересная выдумка ее создателей. Однако, действия, происходящие в мультфильме и фильме, имели место в истории, и у главных героев...
Naomi_K
24 марта 2017 / 18:42
  • 4170
  • 34
Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Вы думаете о переезде за границу, но постоянно откладываете дату, потому что вас беспокоит тысяча мелочей, которые могут пойти не так? У меня есть семь причин, почему пора перестать мотать нервы...
Lesch
24 марта 2017 / 17:50
  • 2985
  • 14
Посчитав сколько я смогу сэкономить на еде, я понял, что это очень приличная сумма

Посчитав сколько я смогу сэкономить на еде, я понял, что это очень приличная сумма

Именно сейчас я начинаю понимать, как себя чувствуют иногородние студенты, которые живут общежитиях у нас в Алматы. Я не говорю, что они живут плохо, но многие из них рассчитывают только на свои...
noyanovmyras
23 марта 2017 / 0:18
  • 3005
  • 59